* на главную страницу *

О ФИЛОСОФСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ Ж. ДЕЛЕЗА

 

Философское творчество Жиля Делеза выделяется на фоне посструктурализма вообще, в первую очередь, своим оригинальным отношением к истории философии (выделение альтернативной традиции философии становления) и, во-вторых, "акцентом на политическую реальность", заинтересованностью проблемами социокультурного значения философии в свете новой социальной теории (концепции "желающего производства" Ж.Делеза и Ф.Гваттари). Рассмотрим основные идеи историко-философской концепции Делеза на материале его книги «Ницше и философия» (1962), которой, можно сказать, в отношении Ницше сделано то, что в отношении Гегеля является заслугой И.А. Ильина, – т.е.  систематическое, глубокое историко-философское исследование. Намеченную в «Ницше и философия» концепцию философии становления и логики множеств Делез всесторонне развивает в работе «Логика смысла» (1969) на широком историко-философском, литературном, научном, психоаналитическом материале. Эта книга (которую автор в предисловии называет «попыткой написать роман, одновременно логический и психологический») является самым фундаментальным произведением философии Делеза, объединяющим, прежде всего, историко-философский аспект и самые различные социально-философские и культурологические выводы. Сначала развивается и систематизируется альтернативная философская традиция, объединяющая стоиков и Ницше в новом видении этики (сюда же относится Спиноза), основанном на концепции смысла. Стоическая логика смысла привлекала внимание самых разных авторов (например, статья А.Ф. Лосева о понятии "лектон" в логике стоиков в той же книге «Знак, символ, миф», где он называет данную логическую концепцию самой утонченной во всей истории логики), но именно у Делеза обнаруживается всестороннее и систематическое развитие этой логики и ее этических, социально-философских и психологических следствий. Затем, на основе достигнутого понимания данного способа мышления, рассматривается учение о "желающем производстве" Делеза и Гваттари, изложенное в первом томе их книги «Капитализм и шизофрения» под названием «Анти-Эдип». В этой работе, имеющей основную социально-философскую направленность, прослеживается как раз вышеупомянутый принцип "уточнения" философии "классики" в соответствии с фигурой речи ", а не", причем этой конструктивной критике подвергаются влиятельнейшие идеологии ХХ века – марксизм и фрейдизм.

Необходимо подчеркнуть оригинальность социально-философской концепции Делеза в общем русле постструктурализма, ее выигрышные отличительные черты (которые, на наш взгляд, более всего выражаются в воле к "развязыванию" институциональной замкнутости философии внутри "интеллигентской прослойки", что достигается работой над новым типом идеологии, принципиально отвергающим "вождизм", авторитарность и понятие "масс" как орудия, объекта суггестии). Это связано с работой над языком философского выражения, отвергающего демонстрацию позиции "мудреца", оракула, авторитета, и основывающегося на признании необходимости для философа быть "врачом и пациентом цивилизации в одном лице", "мимом", который "держится среди людей и возбуждает в них горькое чувство от своей жизни" не с помощью комплекса вины, а посредством выражения контр-осуществления события как такового, связанного со "всеми своими координатами, т.е. со всеми своими безличными социальными сингулярностями".

«… Только свободный человек постигает все насилие в единичном акте насилия и всякое смертельное событие в одном Событии, в котором больше нет места происшествию, которое осуждает и отменяет власть озлобления в индивидуальности так же, как и власть подавления в обществе. Только плодя озлобление, тираны вербуют союзников – рабов и прислужников» (Ж. Делез. Логика смысла. М., с.185).

* на главную страницу *