* на главную страницу *

Философско-методологические аспекты проблемы

взаимодействия природы и общества

(тезисы доклада)

 

Тема «природа и общество» является одной из точек отсчета для осмысления социальной реальности. Природа существует до общества; последнее выделилось из природы и продолжает оставаться ее частью. Роль природы в общественной жизни – как некоей внешней среды, предпосылки; в то же время фиксируются не внешние контуры общества, а одна из граней его имманентной сущности. Понять роль природы можно, лишь опираясь на все богатство философских знаний об обществе. Но это понимание природы есть вместе с тем и новый шаг в познании сути самого общества.

«Природа в самом общем смысле слова есть существование вещей, подчиненное законам» – Кант.

Природное имеет место везде, где налицо проявление механических, физических, химических, биологических и других необщественных законов.

Бергсон: «Предвидела ли природа громадное развитие и бесконечную сложность обществ, подобных нашим? Уточним сначала смысл вопроса. Мы не утверждаем, что природа, собственно говоря, хотела или предвидела что бы то ни было. Но мы имеем право поступать так же, как биолог, который говорит о намерении природы всякий раз, когда он приписывает какую-нибудь функцию какому-то органу: таким образом он просто выражает соответствие органа функции».

«Необходимо, следовательно, вести поиск под социальными достижениями, продвигаться к жизни, лишь проявления которой суть человеческие общества, как, впрочем, и человеческий род… Но облегчение это достигается тем, что переживается кошмар и смертная тоска машинности».

«Истинная жизнь – творимая жизнь, а не исконная данная жизнь, не органически-элементарная, животно-растительная жизнь в природе и в обществе».

Машина как бы клещами вырывает дух из недр природной материи. Природа: источник средств существования; источник средств труда; климатические условия, ландшафт…

К. Маркс: «Сам человек, рассматриваемый как наличное бытие рабочей силы, есть предмет природы, вещь, хотя и живая, сознательная вещь. Рабочая сила есть вещество природы, преобразованное в человеческий организм».

Ф. Ницше: «Ничто не поможет – придется рассматривать все движения, все "явления", все "законы" только как симптомы внутренних процессов и пользоваться для этой цели аналогией человека».

К.Маркс: «Человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа он наделен природными силами, жизненными силами, являясь деятельным природным существом».

Общество – над-индивидуальный интегрированный субъект, "неорганическое тело органического человека".

«Сам индивид, данный природой, представляет собой не только органическое тело, но он есть эта неорганическая природа как субъект».

Фейербах: «Тело = Я» – опять двадцать пять! Все то же Я, все та же сущность, та же "чувственность", но теперь распространяется еще и на "тело"!

Природа проявляется как производительная сила не только непосредственно, но и опосредованно, через машины и другие орудия и средства трудовой деятельности. Маркс: «Силы природы в качестве агентов процесса производства присваиваются лишь благодаря машинам».

Бердяев: «Мы ведь очень легко принимаем наше творческое и эстетическое восприятие природы за жизнь самой природы и с трудом видим зло и неволю, заложенные в природной жизни… В неотвратимом процессе искусственной механизации природа как бы искупает грех внутренней скованности и вражды… За материализацией скрыта дематериализация. С вхождением машины в человеческую жизнь умерщвляется не дух, а плоть, старый синтез плотской жизни. Тяжесть и скованность материального мира как бы выделяется и переходит в машину. И от этого облегчается мир».

Воля к "ничто" терпит реактивные силы как состояние жизни близкое к нулевому; она нуждается в них как в средствах самоотрицания, самопротиворечия жизни.

* на главную страницу *