* на главную страницу *

Понятие "сбора"

И вот эту-то реальность, которая и телесна, и осмысленна, Делез называет "сбором" (фр. – agencement, англ. – assemblage, слово вклю­чает значения действия и результата). Вернее, сбор – это "единица" реальности. То, что "собирается", – это желание. Желание не является потребностью, не обусловлено "нехваткой". Нехватка может ощущаться в отношении сбора, который не включает данного индивида, но желать он может только в результате сбора, который его включает (нехватка от­носится к позитивности желания, а не желание – к негативности нех­ватки). Таким образом, желание не находится внутри субъекта, как не­кая природная данность, но и не обусловлено общественно-исторически внеположным объектом, а выражает всегда направленное вовне отношение между тем, что "собирается" в желании. Желание – производство реаль­ности, она "есть продукт пассивных синтезов желания" [15.91]. Реальность, как и смысл, это то, что производится, а не то, что дано. Например, для художника или писателя реальным является именно творчество, а не обстоятельства их "личной жизни" (позиция автора). При этом "желающее производство" безразлично к противопоставлению "природы и общества". Желание, производя реальное, производит и социальное. Компоненты, собирающие желание, гетерогенны, разнородны. Единство заключается только в совместном функционировании: речь идет о сою­зах, а не о родственных связях, не о преемственностях или наследс­твенностях, а о заражении, эпидемии, разносимой ветром (вспомним "вихрь" древних...). Примеры с лошадью и клещем, о которых шла речь, иллюстрируют именно сбор как способ бытия.

 

* на главную страницу *