* на главную страницу *

НИЦШЕ: ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ.

ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ ОЧЕРК

 

(тезисы доклада на международной конференции аспирантов и студентов «Ломоносов-1996» в МГУ им. М.В. Ломоносова)

 

Задача работы – всесторонне рассмотреть основные идеи философии Ницше, очертить тип философского мышления Ницше, положение этой философии в истории философии с точки зрения связей и различий, понимания основных мотивов, общих философии вообще и философии ХХ века в особенности. Далее показать специфику идеи "вечного возвращения того же самого" как завершающей внутреннюю логику ницшевских тем и выводящей в культурный контекст истории идей человечества, в план актуальных этических переживаний, исконно характерных для человеческой экзистенции. Этот анализ выявляет философское творчество как особый образ "языковой игры", не "форму жизни", а "образ Жизни", – общий план "субъективного идеализма" в философской установке. Интеллектуально-логическая определенность философских построений носит случайный характер по сравнению с "этическим намеком", сохраняющим оригинальный смысл философии в тексте через характерное положение особенных понятий по отношению к индифферентному словоупотреблению. Такой подход нацелен на выявление "живой линии" философствования, обладающей абсолютной мобильностью как в общекультурном плане, так и в плане индивидуально-значимом (этически-экзистенциальном), так и в текстуальном, без сведения этой творческой линии к какому-либо из них и их иерархизации между собой.

Философия Ницше представляется наиболее перспективной для исследования в таком ключе. Она характеризуется индивидуально-этической соотнесенностью мысли и жизни, имея в виду физиологическую жизнь. "Этическое" понимание не как моральное, а как прирожденное (этос). Жизнь – это желание, которое на уровне над-человеческом становится "любовью к року", amor fati. Понятие "стиля" у Ницше – становление жизни в письме. Вечное возвращение прежде всего обнаруживается в специфическом типе мышления Ницше; критика воли к истине показывает: мысль не идеальна, не является репрезентацией присутствия, – означает: мысль множественна. В то же время мысль есть соединение, с-мысл. Ницше не терпит "дурных бесконечностей" в мышлении, – это знаки "дурного тона". Сознание и время, смысл и множественность совпадают как возвращение, Избыток Случая, – против метафизической неразлучности. Вечное возвращение и есть переоценка всех ценностей: чем бы ни представал мир во всяких философских и религиозных системах, – все это теряет свой собственный смысл, если это лишь вечно возвращается. Субъект и субстанция, деистическая воля и сущность стираются, исчезают в возвращении, – "падающего толкни": "то же самое". Важно, что возвращение не "состоит" из времени, как в наивном представлении, а является понятием качественным, как "длительность" Бергсона. Понятие "времени", как и понятие "бытие" больше не употребляется, а "вечное возвращение" подобно словоупотреблению "есть".

У Платона "вспоминание" – это вспоминание прошлого или вечности. Ценность – есть нечто божественное и священное, наследие прошлого, мера предков, – вечности. У Ницше настоящее есть вспоминание самого себя, а прошлое оказывается будущим, которое тем самым уже не может "идти к нам" как конечное (Хайдеггер). Акцент переносится с "вспоминания", конечного, на открытость, реальность переживания, факта инспирации, в котором обретаются смыслы и ценности. Вечное возвращение – это предельная ценность, в силу чего "я хочу (этого)" (автоматически – "я знаю (это)" и "я есть) означает также и "я хотел этого (всегда)", и "я буду хотеть этого (всегда)".

Сознание, вновь возвращаясь к имманентности жизни, рефлектирует не реактивно, но активно, черпает не из размышления-исчисления, не из беспредпосылочного мышления, – а из беспредпосылочного становления; из переживания жизни как относящейся к себе настолько хорошо, что желающей вечного возвращения. Философия теперь – не объективное или субъективное познание, "вырванное" из психофизических и каузальных связей и трансцендентальное, а жизненно-ценностное выражение воли к власти, составляющей сущность как познающего, так и познаваемого, так и познания.

* на главную страницу *